подземная газификация угля
Лисичанск



подземная газификация




Несколько вопросов подземной газификации углей

В октябре прошлого года при Наркомтяжпроме состоялось первое научно-техническое совещание по подземной га- зификации углей. Совещание показало, что подземная газификация угля вышла уже из лабораторных или опытных стадий. В нашей стране построена и работает промышленная Горловская станция. Конкретный опыт этой станции явился решающим для определения перспектив подземной газификации.
В тезисах доклада тов. Молотова на XVIII c'езде партии записано, что в третьей пятилетке подземная газификация углей должна стать самостоятельной отраслью промышленности. Большая и почётная задача возложена на каждого из нас, работников подземной газификации. Выполнение этой задачи требует разрешения ряда существенных воп- росов.
Наш нарком Лазарь Моисеевич Каганович, выступая на первом научно-техническом совещании подземной газифи- кации угля, подчеркнул, что промышленную газификацию в целике пласта без всякого дробления мы можем уже внедрять в широких размерах. Наряду с этим, нарком поручил широко провести опыты бесшахтного способа прове- дения подготовительных работ, т.е. ликвидировать проходку стволов, квершлагов, штреков. Основой для оконча- тельного перехода к бесшахтному методу газификации углей является освоение направленного бурения по угольно- му пласту, что полностью устранит подземный труд, ускорит и удешевит подготовительные работы.

Строящаяся в Лисичанске мощная промышленная станция подземной газификации угля должна освоить производ- ство не только энергетического, но и технологического газа, пригодного для химических синтезов. На Лисичанской станции надо разрешить ряд вопросов бесшахтного метода газификации углей, как-то: освоение направленного бу- рения и одновременной газификации свиты пластов. Предстоит разрешить вопрос полного овладения управлением кровлей. Надо научиться своевременно производить посадку кровли в пространстве, где уголь "сгорел", а также пре- дохранять канал огневого забоя от проникновения воды, от заливания его шлаками.
Вполне своевременно сейчас поставить вопрос о комбинировании станции подземной газификации с азотно-туко- вым комбинатом (Лисхимстрой), который строится в Лисичанске. Стация подземной газификации может переда- вать химическому комбинату газ с высоким содержанием водорода и отбросный азот.
В первом полугодии нынешнего года мы заканчиваем строительство первой промышленной станции подземной га- зификации угля. Со второго полугодия завод «Донсода» начнёт получать высококалорийный технологический газ до 40 тысяч кубических метров в час. Этим самым завод будет освобождён от потребления жидкого топлива.
Во втором полугодии в Лисичанском районе начнётся строительство второй станции подземной газификации уг- лей. Эта станция будет вырабатывать энергетический газ для электростанции Севдонгрэс.
В 1939 году заканчивается строительство второй очереди на Горловской станции «Подземгаза» и начнётся стройка станции в Кураховке (Сталинская область) для получения энергетического газа.
Для обеспечений станций подземной газификации углей оборудованием и аппаратурой, в третьей пятилетке надо создать группу машиностроительных и арматурных заводов. Особенно надо развивать промышленность, изготов- ляющую контрольно-измерительную и автоматически регулирующую аппаратуру.
Внимание, которое уделяет подземной газификации углей партия, правительство и лично товарищ Сталин, является залогом того, что в третьей пятилетке подземная газификация действительно станет самостоятельной отраслью про- мышленности нашей великой родины.

С. Берёзкин,
гл. инженер Лисичанской станции «Подземгаза»

газета «Ворошиловградская правда» за 3 марта 1939 года