приют-ясли

Прiютъ-ясли

На дняхъ мнѣ пришлось посѣтить прiютъ-ясли, находящiйся по Садовой улице, и содержащiйся на средства общества попеченiя о бѣдныхъ.
Помѣщенiе у общества собственное – одноэтажный домъ, по-видимому, довольно ветхiй. Во дворѣ имѣется флигель и различныя службы. Дворъ – большой, но, къ сожалѣнiю, не мощенный. Я была тамъ въ жаркiй день и, несмотря на это, во многихъ мѣстахъ еще стояли громадныя лужи, образовавшiеся отъ недавно прошедшихъ дождей. Во время распутицы дворъ этотъ для пользованiя дѣтей становится недоступнімъ, что очень жаль. Въ прiютѣ имѣется много такихъ малышей, которые ходить въ далекую прогулку, благодаря своему возрасту, не способны, вслѣдствiе чего и обречены на сидѣнiе въ душныхъ комнатахъ. Было бы хорошо, если бы общество постаралось прiискать средства на приведенiе двора въ порядокъ.
Всего на попеченiи прiюта въ данное время находится 112 питомцевъ, изъ нихъ – 73 мальчика и 39 дѣвочекъ. Большинство дѣтей – малыши 1-4-хъ лѣтъ. Есть одинъ грудной младенецъ 6-ти мѣсяцевъ. Это – круглый сирота. Привезли его въ прiютъ нѣсколько дней тому назадъ, но, несмотря на это, онъ уже вполнѣ освоился съ своимъ новымъ положенiемъ, и довѣрчиво тянется къ окружающимъ лицамъ, которыя должны замѣнить ему мать и близкихъ родныхъ людей.
Завѣдывающая прiютомъ г-жа Лапушинская говоритъ, что за недостаткомъ помѣщенiя и средствъ многимъ лицамъ приходится отказывать въ прiемѣ дѣтей. Принимаются въ прiютъ, главнымъ образомъ, дѣти – воиновъ, предпочтенiе отдается наиболѣе нуждающимся.

Я застала дѣтвору за трапезой: обѣдали во дворѣ, гдѣ, между прочимъ, имѣются кое-какiя фруктовыя деревья. Въ виду того, что была среда – обѣдъ состоялъ изъ постнаго супа и пшенной каши. Три раза въ недѣлю (понедѣльникъ, среду и пятницу) у нихъ готовится постное, а въ остальные дни даются мяснѣе обѣды, къ чаю для дѣтей покупается бѣлый хлѣбъ и молоко.
Видъ у дѣтей бодрый, незапуганный, чувствуютъ они себя въ прiютѣ хорошо и свободно, держаться товарищескими группами. Старшiе забавляютъ младшихъ и присматриваютъ за ними. Кромѣ того, за ними надзираетъ еще одна барышня. Эта барышня водитъ своихъ питомцевъ на прогулку въ садъ, въ поле.
На мои вопросы, кто изъ дѣтей желалъ бы поѣхать домой, всѣ отвѣчали отрицательно. Охотниковъ вернуться въ свой прежнiй домъ не нашлось ни одного.
Г-жа Лапушинская говоритъ, что они за домомъ скучаютъ только первые 2-3 дня по прибытiи въ прiютъ, а потомъ не только смиряются со своею участью, но и совершенно не выражаютъ желанiя вернуться домой. Удивляться этому не приходится, такъ какъ все это – дѣти бѣдняковъ, или сироты, которыя дома мало видѣли радостнаго.
Призрѣвая дѣтей, общество попеченiя о бѣдныхъ беретъ на себя громадную нравственную отвѣтственность за ихъ судьбу. Вѣдь счастье человѣка зависитъ, главнымъ образомъ, отъ индивидуальныхъ свойствъ его характера, который, какъ извѣстно, въ дѣтскомъ возрастѣ наибольше поддается влiянiю извнѣ.
Живя въ родномъ кровѣ, вблизи матери, дѣти, если и не получаютъ никакого систематическаго воспитанiя, то находятся подъ влiянiемъ животворныхъ лучей материской любви и ласки, которые смягчаютъ и облагораживаютъ душу ребенка гораздо больше, нежели всякая научная воспитательная система. Питомцы прiюта лишены этого дара, а потому воспитанiе ихъ требуетъ особенной продуманности и предусмотрительности.
Въ прежнее время вопросъ о призрѣнiи дѣтей въ прiютахъ не имѣлъ большого значенiя, ибо сиротскихъ прiютовъ у насъ было немного. Теперь же, благодаря переживаемому историческому бѣдствiю, число сиротъ съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе увеличивается, слѣдовательно, и вопросъ о призрѣнiи дѣтей становится важнымъ государственно-общественнымъ дѣломъ. Задача призрѣнiя дѣтей заключается, конечно, не только въ воспитанiи ихъ характера и обученiя грамотѣ, но и въ томъ, чтобы снабдить питомцевъ прiюта такими знанiями, которыя могли бы обезпечить имъ дальнѣйшее существованiе. Въ Англiи общее образованiе дѣтей въ прiютахъ ведется параллельно съ профессiональнымъ обученiемъ, причемъ при выборѣ ремесла для ребенка берутся во вниманiе его природныя склонности и, конечно, благодаря такой системѣ изъ питомцевъ въ послѣдствiи вырабатываются хорошiе ремеслинники. Намъ также небходимо примѣнить подобную систему при образованiи дѣтей какъ въ прiютахъ, такъ и въ народныхъ школахъ, ибо у насъ ощущается громадный недостатокъ въ хорошихъ ремесленникахъ. Также важно для насъ создать цѣлую сѣть сельскихъ земледѣльческихъ прiютовъ, въ которыхъ дѣти учились бы своему коренному ремеслу – земледѣлiю.
Для обученiя дѣтей Луганскаго прiюта-яслей, въ учебное время года имѣется спецiальная учительница. Кромѣ того, часть учениковъ – старшего возраста посѣщаетъ городскiя школы. Въ данное каникулярное время съ ними безвозмездно занимаются двѣ барышни Ноткины. Медицинскую помощь питомцамъ прiюта оказываетъ докторъ Кацъ.
Важно, чтобы Луганское общество приняло болѣе живое участiе въ жизни прiюта какъ своими средствами, такъ и личной дѣятельностью, направленой на развитiе этого дѣла.

Л. Эриванская


газета «Луганский листок» за 26 июля 1916 года