«Рок» на колёсах

 

«Явы» и «Чезеты», «Иж-спорт» и «Восходы», скорость и риск, сияние кожаных курток и рёв моторов – приметы не только лета, которое пришло к «рокерам». И можно без сомнений сказать, что в следующие месяцы мы снова станем свидетелями их ужасающих ночных гонок улицами городов.

Листая газетные и журнальные подшивки более чем десятилетней давности, на страницах зарубежной хроники можно найти много материалов об "ангелах ада", "всадниках дьявола", "бандах рокеров". Участники этих групп "прославились" не столько суперскоростными мотоциклами, чёрными кожаными куртками, украшенными свастикой, изображением черепов с эмблемами фирм, сколько совершением зверских убийств и изнасилований, актами вандализма и налётами на жильё граждан.
В 1960-1970-е годы в некоторых странах Запада молодчики на мотоциклах объединились в большие преступные формирования с жёсткой структурой и иерархией, с целой системой подбора, проверки и привлечения в эти группы нового пополнения. Такие высокоорганизованные банды буквально терроризировали население отдельных городов, занимались рэкетом, поборами, совершали террористические акты.
В той или иной степени о таких гангстерских группах сведения доходили до нашей молодёжи, оказывали влияние на формирование её субкультуры. Однако было бы неверно утверждать, что наши «рокеры» являются точным слепком из западных образцов. Большинство их страстно увлекается мотоциклами, не только разбираются в технике, а и способны конструировать, модернизировать, находить пути решения отдельных технологических задач. Некоторые из «рокеров» достигают достаточно высокого спортивного мастерства в вождении мотоцикла и преодолении на нём различных преград. По сути они занимаются мотоспортом и мотородео, только неофициально, без регистрации, контроля, в неустановленных и неприспособленных для этого местах, часто нарушая правила уличного и дорожного движения. Соответственно реагируют и "зрители" таких мотогонок – перепуганные и возмущённые пешеходы, автолюбители, милиция и дружинники.

Что же обусловливает зарождение и развитие движения «рокеров» в современном молодёжном движении?
Во-первых, стремительное формирование подобных групп определяется проникновением отдельных элементов научно-технического прогресса в сферу молодёжного досуга и индустрии отдыха. Во-вторых, имеющиеся объективные возможности формируют молодёжные увлечения и интересы, в данном случае, которые имеют технократический характер. В-третьих, мотоспорт в значительной степени объединяет в себе наиболее характерные черты сегодняшнего дня – усовершенствованную технику (правда, не всегда безупречную, особенно в отечественных мотоциклах), технический дизайн, мобильность и динамизм. Указанные аспекты формируют и соответствующий тип молодого человека, особенности его характера – решительность, смелость, активность. В-четвёртых, отметим и влияние средств современной буржуазной массовой культуры. Её стереотипы тиражируются при помощи кино и видеотехники, рекламных проспектов. Но видеоролики и коммерческие фильмы пропагандируют не только новые марки мотоциклов «Хонда», БМВ и ультрасовременные фасоны экипировки, но и жестокость, насилие, вседозволенность «рокеров». В-пятых, без лишнего ханжества следует сказать о том, что далеко не во всех республиках, краях, областях и городах есть условия для организованной работы с любителями мототехники. Практика показывает, что в регионах, где в наличии оборудованные мотодромы, как, скажем, в Прибалтике, создана сеть мотосекций, где юноши и девушки обучаются навыкам вождения мопедов и мотоциклов, регулярно проводятся мотосоревнования, представители «рокеров» встречаются крайне редко.
И последнее. Антиобщественная деятельность «рокеров» нередко связана с криминальным прошлым их лидеров. Так, например, один из главных заправил «рокеров» в Москве – 30-летний З., дважды был осуждён. Последний раз он привлекался к уголовной ответственности в 1975 году за изнасилование и был осуждён к 8-ми годам лишения свободы.

Так вот, «рокеры»... Что же вкладывается в этот термин? Некоторые авторы, например, называют «рокерами» сторонников рок-музыки. Нет единодушия и в написании этого слова: рокеры – роккеры. Относительно истоков происхождения термина также существуют различные мнения: одни называют как производное шведское слово раггари, другие – английское слово rock – качаться. А может быть есть связь с английской фразой off one's rocker, которая означает: не все дома? Иногда банды мотоциклистов называют себя "ночными всадниками", "ангелами", "ночными братьями", "чёрными молниями". Другие группы «рокеров» вообще не имеют постоянного названия, хотя и регулярно собираются вместе, катаются и соревнуются между собой на мотоциклах, стремятся носить одежду и обувь единого фасона и цвета. Причём таких разрозненных, немногочисленных по составу групп молодёжи, которые увлекаются мототехникой, и которые общаются между собой на этой почве, подавляющее большинство. Их можно найти практически во всех городах и сёлах. И проблемы социального влияния на этих мотоциклистов, по существу, те же, что и с «рокерами» как неформальными молодёжными объединениями, больше характерными для городов-гигантов, таких как Москва и Ленинград (к слову, в столице состоит на учёте более 64 тысячи мотоциклов и далеко не все их владельцы являются «рокерами»).
Для внешнего вида «рокеров» характерны куртки чёрного цвета из кожи или кожзаменителя с заклёпками и шипами, чёрные или синие шлемы с изображением на них молний и звёзд, джинсы, кирзовые или кожаные сапоги, на руках напульсники, иногда длинные шарфы на шее, развевающиеся на ветру.
Мотоцикл «классического рокера» ярко разрисованный и облепленный наклейками, многими дополнительными фарами, руль высоко поднятый. Иногда «рокеры», пренебрегая штрафы (до 30 рублей), снимают с мотоцикла "глушители".
Места их сборов нередко украшаются надписями типа Турбо и Рокерс. Иногда можно увидеть изображение фашистской символики и рисунки порнографического содержания.
В 1987 году проверка 300 московских «рокеров» показала, что у 24 из них не было водительских удостоверений, 23 не имели техпаспортов, некоторые управляли мотоциклом в нетрезвом состоянии.
Особой порядочностью «рокеры» не отличаются. Иногда при дорожно-транспортных происшествиях они пытаются возложить вину на сотрудников ГАИ. Так, 30 июня 1987 года на ул. Профсоюзной в Москве, около двух часов ночи со скоростью 110 км в час в сторону центра ехало около 50 человек на 28 мотоциклах. Через превышение скорости и нарушение правил уличного движения случилось падение пяти мотоциклистов. При обращении в поликлинику «рокеры» заявили, что их избили сотрудники милиции...
Растёт количество аварий, совершённых по вине «рокеров». В 1987 году погибло более 20 любителей быстрой езды – вдвое больше, чем в 1986 году. Ежегодно от 200 до 300 мотогонщиков получают тяжёлые увечья.
Имели место случаи, когда «рокеры» в ходе ими же спровоцированного конфликта, избивали автоводителей, разбивали цепями лобовое стекло, повреждали корпус автомашин.
Активно занимаясь обменом мотоциклами и мотодеталями, «рокеры» иногда не гнушаются кражей этих вещей у своих же приятелей. Причём обмен и перепродажа мототехники, весьма затрудняет процесс установления владельцев и виновных в краже. Иногда путь "хождения" между «рокерами» мотоцикла или его частей бывает настолько запутанным, что настоящего виновника преступления установить очень трудно. Так, за 1987 год у группы «рокеров», которые собираются в районе Лужников, было конфисковано для проверки 38 мотоциклов без документов и с перебитыми номерами агрегатов. Большинство мотоциклов было возвращено беспечным владельцам из числа самих же «рокеров».
Есть в командах «рокеров» и девушки. Пока их немного. В тех же Лужниках постоянно собирается десяток – полтора "представительниц прекрасного пола", которые в своём большинстве ведут развращённый способ жизни, а иногда замешаны и в преступлениях.
Возрастной диапазон «рокеров» достаточно широкий – от 16 до 30 лет. И если до 18 лет ребят больше привлекают внешние атрибуты – знаки, наклейки, нашивки и рисунки, то для демобилизованных из армии важнее культ мотоцикла, техники, скорости.
Практически все «рокеры» учатся или работают: много учеников ПТУ, работников, особенно автослесарей, автомехаников – вообще, профессий, в той или иной мере связанных с автотранспортом. Наверное, уровень дневной продуктивности труда у таких ночных мотогонщиков не очень высокий, так как в весенне-летний период «рокеры» ездят практически каждую ночь напролёт.
Следует отметить, что в последние годы наблюдается не только увеличение количества «рокеров», а и повышение уровня их внутренней организованности как неформального молодёжного объединения антисоциальной направленности. В 1979-1980 г.г. в Лужниках собиралось по 30-50 мотоциклистов, в 1986-1987 г.г. – по 200-300, в 1988 году "сходка" собирала по 500 человек.

У нас в стране имеется определённый опыт осуществления эффективных мероприятий профилактики правонарушений и нейтрализации антиобщественной деятельности лиц, которые увлекаются автомототехникой. Например, в Риге во многих школах и техникумах созданы и функционируют клубы и секции мотолюбителей, картингистов, технического творчества молодёжи. В такие клубы передаются конфискованные милицией у правонарушителей бесхозные мотоциклы и мопеды. Регулярно проводятся клубные, районные, городские и республиканские соревнования. Для проведения рейдов в лесных массивах и на пустырях с целью задержания лиц, которые осуществляют кражи мототранспорта, создана группа спортсменов-автогонщиков из числа сотрудников и общественных помощников милиции. От таких преследователей, та ещё на хорошей технике, мало кому из мотоциклистов-правонарушителей удаётся убежать.

А.Андреев, Н.Черноусов
(ВНИИ МВД – ТАСС)



газета «Молодогвардеец» за 16 июня 1988 года