Куда идём?

Обзор мотодвижения в Украине


 

Почему вообще возникла эта тема – анализ мотодвижения в Украине? Все достаточно просто: наблюдая за количественным ростом людей на двух колесах именно в сезоне 2004 года, нам стало интересно – в каких регионах наиболее динамично это происходит? Зависит ли активность людей в мотодвижении от количества клубов? И вообще, как много формальных и неформальных объединений существует в Украине? Нам пришлось выслушать много разных высказываний, которые как подтверждали, так и опровергали мнения других людей. Задуманная статья ''не клеилась'' … Свое веское и, пожалуй, решающее слово внес мой младший сын 8-ми лет. Внимательно слушая наши дебаты, он вклинился в одну из пауз и совершенно спокойно заявил: Мама, ты же сама меня учила: если что-то непонятно, то это надо нарисовать и на картинке сделать все отметки. А потом все будет просто…. Устами младенца!…
Всей редакцией мы постарались продумать критерии, по которым в нашем журнале будет проходить оценка, и опубликовали обращение к байкерам, мотоциклистам и просто людям, неравнодушным к мотодвижению, в журнале, на собственном сайте и на сайтах разных клубов. А в ответ… тишина… Да-а-а-а, не так все просто… Следующий шаг (отправка по электронке писем лично модераторам ''молчащих'' ресурсов) – немного продвинул нас к нашей цели – отписались ребята из Херсона («EXILES bikers»), Одессы («ВОМБАТ»), Хмельницкого (мотоклуб «Альянс») и Крыма (oppozit.com). Благодаря личным связям удалось ''добыть'' сведения о мотоциклистах и байкерах Винницы, Житомира, Ужгорода и Донецка. Но больше всего порадовало совершенно самостоятельное письмо от ребят, которые находятся в процессе создания клуба «Байкеры Галичины». Ну что же, мы получили еще один показатель, по которому можно будет оценивать активность регионов…
Сразу хочу сказать, предоставленная далее информация – это только то, что удалось собрать и проанализировать. Белые пятна на карте не означают, что там нет никакого мотодвижения – это свидетельствует о том, что мы об этом движении ничего не знаем. Заявите о себе! Если же вы по каким-то причинам не нашли свой город или свой клуб в нашем обзоре, или не согласны с той оценкой, которую мы приводим ниже – пишите, звоните. Мы всегда открыты для сотрудничества, а к началу сезона 2005 года будем готовы опубликовать исправленный список всех клубов и тех неформальных объединений, которые все-таки откликнутся на наш призыв. Несмотря на то, что некоторые объединения со статусом MC, относя себя к ''однопроцентникам'', в ответ на наши запросы прямо заявили нам, что НИКАК не заинтересованы в развитии мотодвижения ни в Украине, ни где бы то ни было, мы считаем, что они также являются составляющей частью общей мотоактивности, и такие объединения были нами учтены.
Самым большим количеством зарегистрированных мотообъединений отличается Донецкая область – 7 мотоклубов, 5 спортивных клубов, из которых два – детских, при этом в области в сезон 2004 года не проводилось ни одного мотомероприятия всеукраинского масштаба! Однако мероприятия местного характера проводились неоднократно, кроме того, начато строительство байк-поста в поселке Урзуф. И при всем при этом посещаемость всеукраинских слетов представителями области достаточно низкая, а заработанные баллы по этому критерию, по сути, принадлежат лишь тем единицам (не членам клубов, а свободным байкерам!), которые посещали практически все мероприятия национального и международного масштаба.
Абсолютно полярной областью является Одесская – зарегистрированных объединений только два (правда, есть представители в количестве 1-2 человек еще от двух объединений), но по количеству проведенных всеукраинских мероприятий в своем регионе она – на одном из первых мест. И еще по трем критериям Одесская область лидирует: здесь самая высокая посещаемость других слетов (и не только всеукраинских, но и международных), одна из самых высоких активность в мотоспорте и очень развитая мото-инфраструктура.
Достаточно активно выглядит Днепропетровская, а за ней и Киевская области. Почему именно в таком порядке? Ну, хотя бы потому, что не каждое открытие-закрытие сезона, организовываемое одним клубом («Angels»), происходит на всеукраинском уровне, и очень многим регионам, в том числе и Киевской области, в этом плане до Днепропетровска все же далеко. Оценивая активность региона, мы принимали во внимание не только областной центр, но и активность мотодвижения в области, а здесь в плюс Днепропетровску ''сыграл'' Кривой Рог, в котором клуб «Black Ravens» уже на протяжении 2-х лет проводит замечательное байк-шоу, уже принимающее гостей не только из Украины, а и из-за ее рубежей.
Киев имеет два клуба, один из которых проводил в этом сезоне всеукраинское шоу «Crazy Summer», и на этом все… Хотя здесь, безусловно, самая развитая инфраструктура, хорошая посещаемость других слетов в самых разных регионах, на высоком уровне находится мотоспорт и интернет-ресурсы, и достаточно высокая активность свободных байкеров.
Запорожье в сезоне-2004 сделало ощутимый рывок – представители региона не пропустили ни одного общенационального мотомероприятия, побывав еще и на двух международных. А к концу сезона, кроме существовавшего клуба «Серебряные Звезды», был создан еще областной мотоклуб «Байкер Сiч». Но по остальным критериям область пока не на высоте. Странно выглядит мотодвижение в Харьковской области. В Харькове живут умельцы-кастомайзеры (см. «МотоДрайв» № 2), хорошо развита мотоинфраструктура и есть трасса для кольцевых гонок. А его единственный мотоклуб «Street Warriors» проводит регулярный слет международного масштаба, но… в Судаке. И очки за него получает Крым, ведь люди съезжаются именно туда! Крыму сам Бог велел быть мотоактивным регионом – таких великолепных климатических условий в стране больше нигде нет. Два мотоклуба («Островитяне» и «Идальго»), несколько регулярных общенациональных мероприятий, включая спортивные горные гонки, впервые проведенные в сезоне 2004 года. Наличие Байк-поста и интернет-ресурсов также добавляют баллов региону.
Неплохо на общем фоне выглядит и Винница, несмотря на то, что единственнвй клуб «Brothers’ов» всего 5 человек, их по праву можно назвать “братьями” – дружно ездят по слетам, дружно катаются по городу.
Очень здорово, что относительно небольшая (как по плотности населения, так и по площади) Закарпатская область оказалась достаточно высокоактивным моторегионом. Здесь есть клуб «Road Angels», проводится регулярный слет «День Памяти» в г. Хуст, есть активисты мотоспорта и даже мотосалоны. Близкое состояние имеет и Львовская область, но там местом концентрации мотоактивности является сам город Львов – один мотоклуб уже давно состоялся, второй вот-вот заявит о себе, спортклуб, мотомагазины и сервисы. Очень неплохи интернет-ресурсы, в том числе и личные. Поездки осуществляются, в основном, в соседние области Западной Украины и ближнее зарубежье. К сожалению, в остальных областях запада нашей страны картина не столь полная. Нет никаких сведений о наличии какой-либо существенной активности в Ивано-Франковской, Волынской, Ровенской, Черниговской и Тернопольской областях. По нашим данным, там не проводятся слеты, отсутствуют мотообъединения, нет мотоинфраструктуры. Только в Тернополе живет мотопутешественник Роман Мартынюк и небольшая (до 15-ти человек) группа выезжает как в соседние области, так и изредка – на всеукраинские слеты. На этом фоне Хмельницкая область выглядит чуть лучше (по крайней мере, со стороны спорта – очки области принес мотоклуб «Альянс»). В Кировоградской области в этом сезоне следующие изменения: клуб «Дикие кабаны» из Светловодска, который до этого два года подряд проводил слет, в этом сезоне, по-видимому, взял ''тайм-аут''. Но зато внеклубные представители региона отметились практически на всех национальных (включая западную Украину) слетах.
Черкасская область не имеет официально зарегистрированных объединений, но движение там достаточно активное, там проводится один из известных слетов – «Тарасова Гора», и в этом сезоне появился одноименный сайт. Луганская область находится почти в таком же положении, как и Донецкая – есть клуб «Hazard», достаточно хорошо развита инфраструктура, высока спортактивность и… на этом все. Возможно, это самый крайний восточный регион нашей страны, возможно даже луганские байкеры куда-то и ездят… Но на всеукраинских слётах они если и появлялись, то крайне нерегулярно. Хотя организовывать мероприятия они умеют – на одном из таких мероприятий в 2003 году присутствовал сам легендарный ХИРУРГ (МС «Night Wolves»), и, говорят, остался доволен.
Вот, пожалуй, и все итоги, которые нам удалось подвести. Сказать, что в Украине мотодвижение развито плохо или хорошо – это значит: не отразить действительность. Мотодвижение развивается, хотя и находится в зачаточном состоянии. И, как нам кажется, основную и ключевую роль в развитии региональной мотоактивности играет экономическая состоятельность региона в целом. Эту мысль подтверждает и структура парка мототехники – в промышленных и более развитых регионах преобладают иномарки, у многих – достаточно дорогие, новые, а в остальных регионах отмечается преобладание преимущественно ''совкоциклов'', на которых не так просто совершать дальние поездки… Но мне кажется, что делай мы этот анализ год-два назад, то картина была бы более удручающей. А пока мы ждем новый сезон 2005 года и, будем надеяться, что в конце следующего сезона количество ''белых'' пятен на карте Украины уменьшится, а список клубов, байк-постов и просто количество мотоциклистов и байкеров – увеличится.
И еще. Мы уже начали подготовку к следующему сезону – формированию календаря событий на 2005 год. Если вы планируете в сезоне-2005 провести какое-либо мотомероприятие, направляйте нам уточняющие и корректирующие сведения, обязательно сообщив дату проведения и контактный телефон. Вся информация к началу сезона будет выложена на сайте www.motodrive.com.ua, а календарь событий опубликован.


Мотообъединения в сезоне “2004”:

Киев: «CrazyHohols/Double Rada», «Silver Bullets»
Днепропетровск: «Angels»
Одесса: «Матадор», «Рокеры»
Донецк: «Воины ветра», «Вороны», «Иназума», «Free Riders», «Восточный легион», «Кочевники», «Тамплиеры»
Луганск: «Hazard»
Львов: «Львовская Десятка», «Байкеры Галичины»
Винница: «Brothers»
Крым: «Идальго», «Островитяне»
Херсон: «EXILES bikers»
Кривой Рог: «Black Ravens»
Харьков: «Street Warriors»
Житомир: «Стальной Дракон»
Ужгород: «Road Angels»
Запорожье: «Байкер Сiч», «Silver Star»

журнал «МотоДрайв» № 1 за 2005 год