Обязательное постановление № 63

Президиума Луганского окрисполкома

27 ноября 1928 года

протокол № 55

г. Луганск

О порядке движения и пользования автомобилем и мотоциклом

В целях предупреждения несчастных случаев, связанных с движением автомобилей и мотоциклов, на основании ст. 28 и пункта "п" ст. 31 Ад- министративного Кодекса, Луганский окрисполком постановил ввести следующий порядок движения и пользования автомобилями и мотоцик- лами на территории Луганского округа:

1. К движению допускаются только те автомобили и мотоциклы, которые осмотрены и испытаны окружной технической комиссией при окр- местхозе, и получили от неё регистрационные документы.
2. К управлению автомобилями и мотоциклами допускаются только лица, получившие на то разрешение отдела местного хозяйства о надле- жащем испытании их экзаменационной комиссией.
3. Автомобиль должен удовлетворять следующим требованиям:
    а) рулевое управление должно быть надёжно, не иметь свободного хода (люфта), и обеспечивать быстрый и крутой поворот;
    б) автомобиль должен иметь два независимых тормозных прибора, гарантирующих незамедлительную остановку;
    в) каждый грузовой автомобиль должен иметь горный упор;
    г) автомобиль должен быть снабжён, по крайней мере, одним ручным сигналом.
                                           Примечание: Сирена в населённых местностях не допускается;
    д) автомобиль должен иметь два передних фонаря, силою света не менее 20-ти свечей и один задний фонарь с красным стеклом, осве-          щающий номерной знак.
                                           Примечание 1: Включение заднего фонаря должно быть изолировано от шофера, дабы он
                                                                       не мог выключить его со своего места.
                                           Примечание 2: Фонари с ослепительным светом в населённых пунктах не допускаются;
    е) мотоциклы должны иметь один передний фонарь и один номер;
    ж) на каждом автомобиле должны иметься два нумерных знака, один спереди и другой сзади.
                                           Примечание: Запрещается всякое изгибание нумерных знаков или укрепление их не на видных местах.
4. Машины, выпускаемые заводом и собираемые из запасных частей, а также поступающие из-за границы, должны поступать на государствен- ный учёт немедленно, по их изготовлении на заводе, или в мастерской, или по прибытии на склад, в магазин или учреждение из таможни, для чего владелец обязан подать заявление окрместхозу по установленной форме с приложением документов, и представить машину к осмотру и испытанию.
                                           Примечание: Перемена владельцев машин, изменения конструкции машин должны
                                                                    быть визируемы в окрместхозе без пред'явления машины.
5. Для получения удостоверения на право эксплуатации машины, для уплаты налога, получения номерных знаков, владелец подаёт в окруж- ной местхоз заявление по установленной форме.
6. Осмотр и испытание автомобиля на получение номерных знаков производится комиссией от окружного местхоза.
7. Ежегодно с 15 мая по 15 июля все автомобили и мотоциклы должны быть представлены для осмотра и испытания в комиссию окрместхоза.
8. О всех изменениях в машине, владелец автомобиля или мотоцикла обязан занести в удостоверение и довести до сведения окрместхозу для отметки.
9. Номерные знаки, выданные на автомобили и мотоциклы, воспрещается переносить на другую машину, даже принадлежащую тому же вла- дельцу.
10. Владелец автомобиля должен наблюдать за его исправностью, и за управлением машиной только лицами, имеющими право управления.
11. Порядок испытания граждан на право управления автомобилями определяется окрместхозом, причём граждане должны удовлетворять ни- жеследующим требованиям:
      а) возраст не менее 18 лет;
      б) быть грамотным;
      в) иметь слух и зрение не ниже нормального;
      г) не иметь физических недостатков, мешающих управлению машиной;
      д) окончание соответствующих курсов или соответствующей подготовки;
      е) знание правил езды и движения на улицах.
12. Свидетельство выдаётся выдержавшему испытания. К свидетельству должна быть прикреплена фотографическая карточка.
13. Передача свидетельства другому лицу воспрещается.
14. Управляющий автомобилем или мотоциклом должен всегда иметь при себе:
      а) свидетельство на право управления машиной;
      б) удостоверение на допущение машины к езде.
15. Управляющий автомобилем или мотоциклом ответственен за то, чтобы:
      а) на машине были установлены номерные знаки, которые должны быть чисты, не закрыты и освещены;
      б) фонари зажигались своевременно и горели;
      в) автомобиль, как во время езды, так и при остановках, не издавал шума и не дымил.
16. Управляющий автомобилем или мотоциклом обязан остановить машину и выполнять все требования милиции, проминспектора, агентов местного хозяйства и членов экзаменационной комиссии.
17. Управляющий автомобилем или мотоциклом не должен оставлять машины. Если появляется необходимость оставить автомобиль, то уп- равляющий может это сделать, лишь при условии полного заторможения машины, остановки мотора и приведения всех пусковых приспособ- лений в состояние, лишающее посторонних лиц возможности пуска автомобиля в ход.
18. Предельная скорость движения автомобилей устанавливается окрместхозом в зависимости от местных условий, но не свыше 20 километ- ров в час. Управляющему автомобилем или мотоциклом вменяется в обязанность устанавливать, сообразуясь с обстоятельствами, такую скорость, которая не могла бы служить причиною несчастных случаев, повреждения дороги, сооружений и нарушения уличного движения. Ес- ли путь недалеко виден, с наступлением темноты или тумана, а также при поворотах с одной улицы на другую, на перекрёстках, спусках при проезде через мосты, ворота, железнодорожные пути, при приближении к местам скопления публики, на узких, недопускающих движения, ули- цах, всюду, где имеется оживление, допускается езда только тихим ходом.
                                           Примечание: Настоящее правило не относится к автомобилям и мотоциклам милиции
                                                                    и пожарных команд при следовании их на пожары.
19. Управляющий автомобилем или мотоциклом обязан при помощи ясно слышанных сигналов, на расстоянии не менее 30 метров, своевре- менно предупреждать о приближении машины всех встречных, пересекающих дорогу, идущих и едущих лиц. Подача сигналов должна быть прекращена, если люди или животные будут приходить в беспокойство. В последнем случае необходимо уменьшение скорости, и даже полная остановка машины с выключением двигателя. При остановках и значительном уменьшении скорости машин, а равно при поворотах, управляю- щий автомобилем обязан, кроме обычных сигналов, предупреждать о том – поднятием руки.
20. Управляющий автомобилем или мотоциклом должен ехать правой стороной и, если того потребуют обстоятельства, серединой улицы, но, отнюдь, не переезжая на левую сторону. Если окажется нужным под'ехать к дому, находящемуся на левой стороне улицы, то управляющий машиной обязан повернуть к желаемому месту, не пересекая улицы, перпендикулярно, и сразу стать по направлению уличного движения. Управляющий машиной обязан при встречах с двигающимися вагонами трамвая, автоматическими и обыкновенными экипажами и т.п. свое- временно и в достаточной мере сворачивать вправо. Если в силу обстоятельств или условий места, не представится возможным это сделать, он должен остановить машину, и ждать освобождения пути. При проездах, во всех упомянутых случаях, управляющий обязан сворачивать на- лево.
21. Езда на автомобилях и мотоциклах в перегонку воспрещается.
22. Езда на автомобилях с открытым глушителем или без глушителя воспрещается, и разрешается лишь при соблюдении особых правил езды для гоночных автомобилей, вне населённых мест.
23. Если автомобиль или мотоцикл столкнётся с человеком или животным, то управляющий машиной должен немедленно остановить машину и оказать посильную помощь.
24. При остановке на улицах, управляющий автомобилем обязан становиться вдоль тротуара, в один ряд с прочими экипажами, по направле- нию езды, причём не заграждать проездов, ворот, входов и не стеснять уличного движения. При осаживании автомобиля назад, управляющим им обязан сначала убедиться в том, свободен ли путь, и тогда только, давши сигнал, весьма медленно продвигать машину назад.
25. Управляющий автомобилем или мотоциклом, при встрече с манифестациями, похоронами и другими процессиями, пожарными обозами, проходящими частями войск и арестантскими партиями, обязан останавливаться и ждать освобождения пути.
26. Нагрузка грузовых автомобилей не должна по высоте превышать 4-х метров от поверхности дороги.
27. Все автомобили и мотоциклы при езде по дороге должны держаться правой стороны.
28. При движении по шоссе разрешается пользоваться для освещения фонарями с большой силой света.
29. Скорость движения по шоссе разрешается не более 40 километров в час, а при открытом прямом шоссе, скорость может быть увеличена до 50-ти километров. При наступлении темноты и тумана, скорость движения должна быть уменьшена, применительно к п. 18.
30. При следовании по дорогам надлежит обращать внимание на дорожные знаки.
31.1. При встрече с едущим в противоположном направлении, каждый должен держаться своей правой стороны и давать предупредительный сигнал. Следует замедлить ход, если очевидно, что дорога настолько узка или загромождена, что раз'езд несколько затруднителен. Скорость должна быть доведена до скорости перехода, если состояние дороги препятствует свободному раз'езду.
31.2. Из двух едущих с разной скоростью в одном том же направлении, едущий впереди должен держаться правой стороны, догоняющий дол- жен подавать сигналы гудком о своём приближении, и не начинать обгона, пока не услышит ответного гудка и не признает, что имеется доста- точно свободное пространство для беспрепятственного обгона.
31.3. Воспрещается быстрый ход при обгоне, на повороте и при проезде густонаселённых местностей.
32. При приближении к людям и животным должно соблюдаться правило п. 19.
33.1. При всех поворотах, часть которых скрыта из глаз, до́лжно замедлять ход настолько, чтобы иметь возможность остановиться на 10-й метр. Это обстоятельство особенно важно в гористых местностях.
33.2. Под'езжая к повороту, ни под каким предлогом не следует отклоняться от правой стороны, и надо давать заблаговременно сигнал гуд- ком.
33.3. В случае невозможности держаться правой стороны, например, если она загромождена препятствием, автомобилист, принуждённый взять влево, должен двигаться достаточно медленно и во время следования по левой стороне должен давать последовательно сигналы, и в случае необходимости – остановиться тотчас же (моментально).
34.1. Если две повозки приближаются к открытому перекрёстку, управляющий автомобилем, видящий повозку, приближающуюся справа, дол- жен давать дорогу, следовательно, он должен замедлить ход, а в случае надобности в этом, и остановиться.
34.2. В случае если перекрёсток не открыт или даже хоть несколько заслонён, каждая машина, пересекающая перекрёсток, должна уменьшить скорость до 10-ти километров в час. Если при приближении две машины рискуют столкнуться, каждый вожатый должен неизменно повернуть вправо, даже в том случае, если ему придётся на время свернуть с дороги.
35.1. При проезде городов, соблюдаются правила городского движения.
35.2. В селениях скорость должна быть всегда уменьшена настолько, чтобы иметь возможность остановиться на 10-й метр, если дорога ши- рока, и тотчас же (моментально), если дорога узка. Необходимо давать сигналы гудком при проезде мимо отдельно стоящих жилищ.
36. В случае несчастья, до́лжно остановиться и оказать посильную помощь жертвам случая. Когда пострадавшие будут устроены и медицин- ская помощь им обеспечена, следует принять меры к составлению о случае протокола, с привлечением свидетелей.
37. Каждый автомобилист обязан подавать помощь своему товарищу, просящему её. Остановившийся требует помощи следующими сигнала- ми:
      а) днём – махая рукой перпендикулярно дороги, повернувшись лицом к автомобилю, который он просит остановиться, или же укрепляя на           видном месте на автомобиле белый флаг, который, в случае надобности, может быть заменён платком;
      б) ночью – махая рукой с фонарём по направлению дороги.
38. В случае остановки автомобиля из-за израсходования бензина, шофер, к которому обратятся за помощью, должен дать просящему бензин из лишнего своего запаса.
39. Лица, виновные в нарушении настоящего постановления подлежат ответственности в административном порядке – штрафу до 100 руб. или принудительным работам до одного месяца.
                                           Примечание: Сельским советам и их президиумам предоставляется право наложения
                                                                    административного воздействия в пределах п. "д" ст. 46 админкодекса.
40. Лица, к которым применены меры административного воздействия, могут в 3-х дневный срок, с момента об'явления им постановления о применении меры административного воздействия, или ходатайствовать перед органом, вынесшим постановление, о пересмотре такового, или в тот же срок подать жалобу в райисполком или окрисполком, по принадлежности.
41. Наблюдение за исполнением настоящего постановления возлагается на райисполкомы, поссоветы, сельсоветы и органы милиции.
42. Действие настоящего постановления распространяется на всю территорию Луганского округа, за исключение города Луганска, где дейст- вует обязательное постановление горсовета от 22 мая 1928 года, и вступает в силу через 10 дней со дня его опубликования.

Председатель окрисполкома Ананченко
Секретарь окрисполкома Берещанский


газета «Луганская правда» за 5 декабря 1928 года