Бронепоезд «За Родину!» задание выполнил


«Все для фронта, все для победы!» – в ответ на этот призыв Родины коллективы трех заводов – Ворошиловградского имени Октябрьской революции, Коломенского имени В.В.Куйбышева и Брянского имени Профинтерна – решили осенью 1941 года построить два бронепоезда, укомплектовать их добровольцами, вооружить и передать Красной Армии.

К концу сентября коломенцы построили «Особый бронепоезд № 1» и передали его представителям Главного управления автобронетанковых войск. Это была могучая боевая передвижная единица, оснащенная, кроме всего прочего, «катюшей» – платформой с установкой для ведения огня реактивными снарядами.
Бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции «Колесники», он принял участие в смертельном бою, кинжальным артиллерийским огнем противника был уничтожен. Почти вся команда героически погибла.
Одновременно с коломенцами брянские «профинтерновцы» приступили к постройке «Особого бронепоезда № 2». Но вскоре Брянск стал прифронтовым городом. Всего в 40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Учитывая эту обстановку, строительство бронепоезда на этом заводе было свернуто. В первой половине августа весь задел по бронепоезду был погружен на платформы и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправлен в Ворошиловград.
Здесь, на заводе ОР, работа по достройке бронепоезда возобновилась с новой силой. Среди рабочих были и те, кто в годы гражданской войны на этом заводе строил такие же боевые машины.
Бронепоезд комплектовался из паровоза серии «Ов» с броневой защитой, двух бронеплощадок, двух броневых платформ со средствами противовоздушной обороны, платформы для тяжелой пушки, четырех платформ прикрытия, двух тяжелых и двух легких бронедрезин, двух бронеавтомобилей и бронемотовоза.
К боевой части придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой. В нее входили паровоз серии «Щ», получивший название "черный", два пассажирских вагона, десять товарных «пульманов», два вагона-склада боеприпасов, вагон – технический склад и вагон для горюче-смазочных материалов.
Возглавлял сборку бронепоезда, получившего название «За Родину!», парторг ЦК ВКП(б) на заводе Михаил Хахарев. Работы шли непрерывно в три смены. Опытные специалисты, закрепленные за каждым участком работы, помогали решать сложные, порой непривычные для паровозостроителей, вопросы.
Электросварщики из Луганска В.Коновалов и С.Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И.Никитиным и А.Серковым сваривали стыки броневой башни. Группа слесарей, среди которых выделялись И.Супрун, А.Кожухарь, Л.Кучеров, Г.Костин, вместе с брянцами устанавливали пушки, крепили амбразуры бортовых пулеметов. Рабочие электромонтажного цеха Е.Голдованский, Н.Дорошенко и другие занимались установкой радиостанции, прокладывали телефонную связь. По предложению заводских специалистов была усилена броневая защита. Дополнительно построили три бронированные площадки с противовоздушными пулеметами и одну площадку под 107-ми миллиметровую пушку. Несколько четырехосных вагонов были оборудованы под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру.
Параллельно с изготовлением бронепоезда шло формирование его команды и десантной роты. Подавляющее большинство добровольцев составляли рабочие паровозостроительного завода. 5 и 9 сентября 1941 года повзводно они приняли присягу на верность Родине. Бронепоезд «За Родину!» получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта.
В первых числах октября из Ленинградского высшего танкового училища в Ворошиловград прибыл командир бронепоезда Аким Бондаренко.
Уже 6 октября военный комиссар Енин был вызван в Москву доложить о боевой готовности бронепоезда. Вернувшись, комиссар представил команде заместителя командира бронепоезда А.Цупова, тоже бывшего рабочего этого завода.
Тем временем положение на фронте ухудшилось. Гитлеровцы подходили к Ровенькам и Дебальцево. В середине октября секретарь Ворошиловградского обкома КП(б)У А.Гаевой вместе с командиром и комиссаром бронепоезда докладывали в штабе Южного фронта о готовности к участию в сражениях. На вопрос члена Военного совета фронта Л.Корнийца: "Может ли бронепоезд 23 октября выйти на боевые позиции?" командир А.Бондаренко ответил: "Мы готовы к выполнению боевых задач".
– Учтите, все должно быть готово к 22 октября, – подчеркнул Корниец и добавил: – Фашисты нацелились на Ворошиловград. Бои будут жаркими.
Днем 23 октября 1941 года на подъездных путях Ворошиловградского завода имени Октябрьской Революции в присутствии сотен горожан построенный бронепоезд был передан боевому экипажу.
От имени Военного совета фронта и Ворошиловградского обкома партии А.Гаевой вручил команде Красное знамя. Общее напутствие было таким: "Будьте смелыми. Смерть фашистским оккупантам!"
Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково – Дебальцево – Алмазное. Местом его дислокации было определено депо станции Родаково.
Невзирая на огромные потери, фашисты упорно стремились к Ростову-на-Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта, бронепоезд «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армией.
С этого времени команда бронепоезда практически непрерывно участвует в боях: при поддержке десантной роты удерживалась оборона на линии между Заповедное – Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс – Ростов – Москва.
Без передышки бронепоезд отбивал атаки противника – под Новошахтинском остановил прорвавшиеся немецкие танки, блокировал налеты вражеской авиации, громил вражеские десанты на участке железной дороги Новочеркасск – Шахты. Только за один день 28 ноября в бою под Александровкой по гитлеровским позициям было выпущено до 1000 снарядов.
С наступлением ночи 28 ноября советские войска завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того оккупированного фашистами. Спустя сутки части 9-й 56-й армий освободили город. Эта наступательная операция Красной Армии сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и способствовала успешному контрнаступлению советских войск под Москвой.
6 декабря 1941 года бронепоезд «За Родину!», прибыв на станцию Дебальцево-Сортировочная, получил задание вести активную разведку боем. В одном из рейдов, при отходе на свою базу, "крепость на колесах" попала в западню, которую устроили ей гитлеровцы, взорвав железнодорожный путь. Проявив мужество и самоотверженность, команда восстановила дорогу. Бронепоезд ушел из опасной зоны.
Неуловимый, словно призрак, он наносил большой урон врагу. В районе Дебальцево в окружение попал особый полк НКВД. Только благодаря своевременному рейду бронепоезда «За Родину» большую часть попавших в беду удалось вывезти. За героизм и мужество в этом бою многие добровольцы были награждены орденами и медалями.
Эффективно действовавший бронепоезд вызывал раздражение и ненависть со стороны врага. Лучшие воздушные асы «Люфтваффе» начали охоту за "стальной крепостью". 28 декабря на перегоне Баронская – Мануиловка среди белого дня бронепоезд подвергся нападению четырех звеньев «юнкерсов».
Взрывами бомб паровоз с тендером были сброшены с рельсов, разрушено железнодорожное полотно. Однако зенитчики успели сбить два самолета. Остальные ушли, полагая, что бронепоезд уничтожен.
Действительно, последствия налета оказались тяжелыми. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Были ранены командир Бондаренко, машинист Рубежанский, фельдшер Васильев, зенитчик Андреев, еще несколько бойцов.
Но уже ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл паровоз и по частям растащил состав.
Получивший серьезные повреждения бронепаровоз был отбуксирован в Ворошиловград. После капитального ремонта боевая машина с командой и десантной ротой вернулась в Родаково.
В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был откомандирован в район Попасной, оккупированной фашистами. Парализовать работу станции, через которую гитлеровцы отправляли на фронт эшелон за эшелоном, – такая задача была поставлена перед экипажем бронепоезда.
Обстреливая с закрытых позиций станцию днем и ночью, бронепоезд навел ужас на захватчиков, которые полагали, что он уже давно выведен из строя.
Это был один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны. Обстановка на фронтах ухудшалась. В апреле 1942 года командир бронепоезда А.Бондаренко и его заместитель А.Цупов вместе с частью команды были направлены на формирование новых бронетанковых частей.
Командиром бронепоезда «За Родину!» стал И.Бобриков. В это же время из Полтавы прибыл еще один бронепоезд, составивший вместе с ворошиловградским бронедивизион.
До начала июля этот дивизион продолжал боевые действия в районе Дебальцево. Самые суровые испытания для бойцов начались, когда советские войска вынуждены были отойти за Северский Донец.
13 июля под станцией Родаково бронепоезда встретили передовые части фашистов, наступавшие на Ворошиловград. В течение 2-х дней железнодорожники держали оборону, нанося тяжелый урон пехоте противника.
Черным днем для бронепоезда «За Родину!» стало 15 июля. На разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая он подвергся массированной атаке «юнкерсов». Первый налет вражеских самолетов был отбит.
"Стальная крепость" продолжала держать оборону. Вторая волна «юнкерсов» с еще большей яростью пыталась уничтожить бронепоезд, но зенитчики отбили и этот налет. Экипаж продолжал сражаться, несмотря на тяжелые потери.
И вот в середине того страшного дня гитлеровская авиация совершает третий, самый губительный налет. Уже более 30-ти «юнкерсов» громят неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд. Одна из бомб накрыла бронепаровоз, другая – тендер. Смертельные ранения получили машинист Воропаев и кочегар Корбань.
Сошли с рельсов артиллерийская и противовоздушная платформы, загорелись платформа прикрытия, рвались запасные комплекты снарядов. Но экипаж стоял насмерть. Уцелевшие пушки и пулеметы продолжали разить врага. Командир платформы противовоздушной обороны П.Герасичкин, пулеметчик Ю.Роговой, помощник машиниста Н.Манохин, пулеметчик М.Гуревич – они отдали свою жизнь за свободу Родины. Тяжело ранен был и командир эшелона старший лейтенант Бобриков.
Бой шел до последнего снаряда и патрона. К вечеру командованием было принято решение вывести под огнем противника оставшихся в живых бойцов, которые до конца выполнили свой долг и сохранили Красное знамя.
Под покровом ночи уцелевшее вооружение было демонтировано и вывезено в тыл. То, что демонтировать не удалось, было взорвано.
Бронепоезд «За Родину!» выполнил свое задание, задержав наступление фашистов, нанеся им значительный урон и своими героическими действиями приблизив долгожданный День Победы.
Сегодня модель бронепоезда стоит в музее холдинговой компании «Лугансктепловоз», вызывая особенный интерес у приходящих на экскурсии учеников школ и ПТУ.
…Эпоха бронепоездов ушла. Но и в нынешнее время дизель- и электропоездов, выходящих из заводской проходной, невозможно забыть о тех, кто ценой своей жизни подарил потомкам возможность жить, работать, любить...
И уважая историю, помнить о прошлом ради своего будущего.


Владимир Спектор.

Ссылки на материал


html-cсылка:

BB-cсылка:

Прямая ссылка: