«Все
для фронта, все для победы!» – в ответ на этот призыв Родины коллективы
трех заводов – Ворошиловградского имени Октябрьской революции,
Коломенского имени В.В.Куйбышева и Брянского имени Профинтерна – решили
осенью 1941 года построить два бронепоезда, укомплектовать их
добровольцами, вооружить и передать Красной Армии.
К
концу сентября коломенцы построили «Особый бронепоезд № 1» и передали
его представителям Главного управления автобронетанковых войск. Это была
могучая боевая передвижная единица, оснащенная, кроме всего прочего,
«катюшей» – платформой с установкой для ведения огня реактивными
снарядами.
Бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на
участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции «Колесники», он
принял участие в смертельном бою, кинжальным артиллерийским огнем
противника был уничтожен. Почти вся команда героически погибла.
Одновременно
с коломенцами брянские «профинтерновцы» приступили к постройке «Особого
бронепоезда № 2». Но вскоре Брянск стал прифронтовым городом. Всего в
40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Учитывая
эту обстановку, строительство бронепоезда на этом заводе было свернуто. В
первой половине августа весь задел по бронепоезду был погружен на
платформы и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправлен
в Ворошиловград.
Здесь, на заводе ОР, работа по достройке
бронепоезда возобновилась с новой силой. Среди рабочих были и те, кто в
годы гражданской войны на этом заводе строил такие же боевые машины.
Бронепоезд
комплектовался из паровоза серии «Ов» с броневой защитой, двух
бронеплощадок, двух броневых платформ со средствами противовоздушной
обороны, платформы для тяжелой пушки, четырех платформ прикрытия, двух
тяжелых и двух легких бронедрезин, двух бронеавтомобилей и
бронемотовоза.
К боевой части придавалась вспомогательная
материальная база с самостоятельной тягой. В нее входили паровоз серии
«Щ», получивший название "черный", два пассажирских вагона, десять
товарных «пульманов», два вагона-склада боеприпасов, вагон – технический
склад и вагон для горюче-смазочных материалов.
Возглавлял сборку
бронепоезда, получившего название «За Родину!», парторг ЦК ВКП(б) на
заводе Михаил Хахарев. Работы шли непрерывно в три смены. Опытные
специалисты, закрепленные за каждым участком работы, помогали решать
сложные, порой непривычные для паровозостроителей, вопросы.
Электросварщики
из Луганска В.Коновалов и С.Шкода вместе со своими коллегами из Брянска
И.Никитиным и А.Серковым сваривали стыки броневой башни. Группа
слесарей, среди которых выделялись И.Супрун, А.Кожухарь, Л.Кучеров,
Г.Костин, вместе с брянцами устанавливали пушки, крепили амбразуры
бортовых пулеметов. Рабочие электромонтажного цеха Е.Голдованский, Н.Дорошенко и другие занимались установкой радиостанции, прокладывали
телефонную связь. По предложению заводских специалистов была усилена
броневая защита. Дополнительно построили три бронированные площадки с
противовоздушными пулеметами и одну площадку под 107-ми миллиметровую
пушку. Несколько четырехосных вагонов были оборудованы под жилье, клуб,
баню, дегазационную камеру.
Параллельно с изготовлением бронепоезда
шло формирование его команды и десантной роты. Подавляющее большинство
добровольцев составляли рабочие паровозостроительного завода. 5 и 9
сентября 1941 года повзводно они приняли присягу на верность Родине.
Бронепоезд «За Родину!» получил приписку на все виды войскового
довольствия к штабу Южного фронта.
В первых числах октября из Ленинградского высшего танкового училища в Ворошиловград прибыл командир бронепоезда Аким Бондаренко.
Уже
6 октября военный комиссар Енин был вызван в Москву доложить о боевой
готовности бронепоезда. Вернувшись, комиссар представил команде
заместителя командира бронепоезда А.Цупова, тоже бывшего рабочего этого
завода.
Тем временем положение на фронте ухудшилось. Гитлеровцы
подходили к Ровенькам и Дебальцево. В середине октября секретарь
Ворошиловградского обкома КП(б)У А.Гаевой вместе с командиром и
комиссаром бронепоезда докладывали в штабе Южного фронта о готовности к
участию в сражениях. На вопрос члена Военного совета фронта Л.Корнийца:
"Может ли бронепоезд 23 октября выйти на боевые позиции?" командир А.Бондаренко ответил: "Мы готовы к выполнению боевых задач".
– Учтите,
все должно быть готово к 22 октября, – подчеркнул Корниец и добавил: –
Фашисты нацелились на Ворошиловград. Бои будут жаркими.
Днем 23
октября 1941 года на подъездных путях Ворошиловградского завода имени
Октябрьской Революции в присутствии сотен горожан построенный бронепоезд
был передан боевому экипажу.
От имени Военного совета фронта и
Ворошиловградского обкома партии А.Гаевой вручил команде Красное знамя.
Общее напутствие было таким: "Будьте смелыми. Смерть фашистским
оккупантам!"
Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок
Родаково – Дебальцево – Алмазное. Местом его дислокации было определено депо
станции Родаково.
Невзирая на огромные потери, фашисты упорно
стремились к Ростову-на-Дону – воротам Кавказа. По приказу штаба Южного
фронта, бронепоезд «За Родину!» в начале ноября 1941 года направляется в
Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армией.
С этого
времени команда бронепоезда практически непрерывно участвует в боях: при
поддержке десантной роты удерживалась оборона на линии между Заповедное
– Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути
Донбасс – Ростов – Москва.
Без передышки бронепоезд отбивал атаки
противника – под Новошахтинском остановил прорвавшиеся немецкие танки,
блокировал налеты вражеской авиации, громил вражеские десанты на участке
железной дороги Новочеркасск – Шахты. Только за один день 28 ноября в
бою под Александровкой по гитлеровским позициям было выпущено до 1000
снарядов.
С наступлением ночи 28 ноября советские войска завязали бои
на окраинах Ростова, за неделю до того оккупированного фашистами.
Спустя сутки части 9-й 56-й армий освободили город. Эта наступательная
операция Красной Армии сорвала вражеские планы вторжения на Северный
Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий «Юг» и
способствовала успешному контрнаступлению советских войск под Москвой.
6
декабря 1941 года бронепоезд «За Родину!», прибыв на станцию
Дебальцево-Сортировочная, получил задание вести активную разведку боем. В
одном из рейдов, при отходе на свою базу, "крепость на колесах" попала в
западню, которую устроили ей гитлеровцы, взорвав железнодорожный путь.
Проявив мужество и самоотверженность, команда восстановила дорогу.
Бронепоезд ушел из опасной зоны.
Неуловимый, словно призрак, он
наносил большой урон врагу. В районе Дебальцево в окружение попал особый
полк НКВД. Только благодаря своевременному рейду бронепоезда «За
Родину» большую часть попавших в беду удалось вывезти. За героизм и
мужество в этом бою многие добровольцы были награждены орденами и
медалями.
Эффективно действовавший бронепоезд вызывал раздражение и
ненависть со стороны врага. Лучшие воздушные асы «Люфтваффе» начали
охоту за "стальной крепостью". 28 декабря на перегоне Баронская –
Мануиловка среди белого дня бронепоезд подвергся нападению четырех
звеньев «юнкерсов».
Взрывами бомб паровоз с тендером были сброшены с
рельсов, разрушено железнодорожное полотно. Однако зенитчики успели
сбить два самолета. Остальные ушли, полагая, что бронепоезд уничтожен.
Действительно,
последствия налета оказались тяжелыми. Паровоз и тендер стояли под
углом друг к другу. Были ранены командир Бондаренко, машинист
Рубежанский, фельдшер Васильев, зенитчик Андреев, еще несколько бойцов.
Но уже ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл паровоз и по частям растащил состав.
Получивший
серьезные повреждения бронепаровоз был отбуксирован в Ворошиловград.
После капитального ремонта боевая машина с командой и десантной ротой
вернулась в Родаково.
В январе 1942 года бронепоезд «За Родину!» был
откомандирован в район Попасной, оккупированной фашистами. Парализовать
работу станции, через которую гитлеровцы отправляли на фронт эшелон за
эшелоном, – такая задача была поставлена перед экипажем бронепоезда.
Обстреливая
с закрытых позиций станцию днем и ночью, бронепоезд навел ужас на
захватчиков, которые полагали, что он уже давно выведен из строя.
Это
был один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны.
Обстановка на фронтах ухудшалась. В апреле 1942 года командир
бронепоезда А.Бондаренко и его заместитель А.Цупов вместе с частью
команды были направлены на формирование новых бронетанковых частей.
Командиром
бронепоезда «За Родину!» стал И.Бобриков. В это же время из Полтавы
прибыл еще один бронепоезд, составивший вместе с ворошиловградским
бронедивизион.
До начала июля этот дивизион продолжал боевые действия
в районе Дебальцево. Самые суровые испытания для бойцов начались, когда
советские войска вынуждены были отойти за Северский Донец.
13 июля
под станцией Родаково бронепоезда встретили передовые части фашистов,
наступавшие на Ворошиловград. В течение 2-х дней железнодорожники
держали оборону, нанося тяжелый урон пехоте противника.
Черным днем
для бронепоезда «За Родину!» стало 15 июля. На разъезде 61-го километра
между станциями Родаково и Меловая он подвергся массированной атаке
«юнкерсов». Первый налет вражеских самолетов был отбит.
"Стальная
крепость" продолжала держать оборону. Вторая волна «юнкерсов» с еще
большей яростью пыталась уничтожить бронепоезд, но зенитчики отбили и
этот налет. Экипаж продолжал сражаться, несмотря на тяжелые потери.
И
вот в середине того страшного дня гитлеровская авиация совершает
третий, самый губительный налет. Уже более 30-ти «юнкерсов» громят
неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд. Одна из бомб
накрыла бронепаровоз, другая – тендер. Смертельные ранения получили
машинист Воропаев и кочегар Корбань.
Сошли с рельсов артиллерийская и
противовоздушная платформы, загорелись платформа прикрытия, рвались
запасные комплекты снарядов. Но экипаж стоял насмерть. Уцелевшие пушки и
пулеметы продолжали разить врага. Командир платформы противовоздушной
обороны П.Герасичкин, пулеметчик Ю.Роговой, помощник машиниста
Н.Манохин, пулеметчик М.Гуревич – они отдали свою жизнь за свободу
Родины. Тяжело ранен был и командир эшелона старший лейтенант Бобриков.
Бой
шел до последнего снаряда и патрона. К вечеру командованием было
принято решение вывести под огнем противника оставшихся в живых бойцов,
которые до конца выполнили свой долг и сохранили Красное знамя.
Под покровом ночи уцелевшее вооружение было демонтировано и вывезено в тыл. То, что демонтировать не удалось, было взорвано.
Бронепоезд
«За Родину!» выполнил свое задание, задержав наступление фашистов,
нанеся им значительный урон и своими героическими действиями приблизив
долгожданный День Победы.
Сегодня модель бронепоезда стоит в музее
холдинговой компании «Лугансктепловоз», вызывая особенный интерес у
приходящих на экскурсии учеников школ и ПТУ.
…Эпоха бронепоездов
ушла. Но и в нынешнее время дизель- и электропоездов, выходящих из
заводской проходной, невозможно забыть о тех, кто ценой своей жизни
подарил потомкам возможность жить, работать, любить...
И уважая историю, помнить о прошлом ради своего будущего.
Владимир Спектор.