красная гвардия

Как мы вооружались

Фактически мы ещё до Октября в Луганске держали власть почти безраздельно в своих руках, и Октябрьская перестройка совершилась здесь без трудностей. Завод Гартмана нами был взят под контроль заводского комитета профсоюза, председателем которого был Шмыров. Патронный завод был штабом боевой дружины, и ведал им также завком, председателем которого был Венецкий.
В Луганске в это время находился уполномоченный киевской Рады, комиссар Донецкого кряжа, как он себя именовал, Малашко. Он с'организовал роту солдат, преимущественно из дезертиров. И вот, этот Малашко, присутствуя один раз на заседании горсовета, на котором обсуждался вопрос о роспуске городской Думы, заявил:
Если вы попытаетесь распустить городскую Думу, я вынужден буду поставить для её защиты свою вооружённую силу.
Но, конечно, мы на это не обратили внимания, и городскую Думу распустили.

Так как патронный завод находился в наших руках, следовательно, патронов у нас было много, а винтовок на всех дружинников не хватало. Нам Харьковский комитет выслан вагон оружия и два пулемёта. Вагон этот был направлен по Северо-Донецкой железной дороге. Железнодорожная администрация, настроенная против большевиков, поставила Малашко в известность о прибытии вагона с оружием. Мы выслали на станцию Родаково свой патруль, которому поручили проводить вагон до Луганска. В то же время Николаенко Иван сообщил нам, что Малашко хочет перехватить вагон в Луганске, и для встречи его выставил две роты солдат с оружием. Узнав это, мы немедленно приняли свои меры, т.е. выступили со своей боевой дружиной на станцию.
И вот приходит вагон на станцию в Луганск. Мы предлагаем мирно разрешить вопрос: вагон этот, мол, мы возьмём на патронный завод на хранение и поставим смешанный караул: наполовину из наших дружинников, наполовину из солдат Малашко, а Совет потом укажет, кому это оружие передать.
Части Малашко требовали выдачи оружия им, заявляя, что с Дона наступает генерал Каледин, а у них не хватает оружия и патронов. В конце концов, начался такой скандал, что командир пулемётной команды нашей боевой дружины матрос Львов вынужден был броситься к пулемёту и приказать открыть огонь по малашковцам. Огонь был открыт, но вверх. Среди солдат Малашко произошла паника, наши же дружинники, воспользовавшись этим, быстро, ручным способом подхватили вагон и покатили его на патронный завод.
Так большевики добывали оружие для своей дружины.

И. Третьяков

газета «Луганская правда» за 7 ноября 1926 года





Луганск 1917
захват оружия
Луганск 1917