«Спутник»: орбиты года
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – такой девиз юношей и девушек, которые изучают мир с помощью Бюро международного молодёжного туризма «Спутник». В этом году ему исполняется 30 лет. О планах, перспективах и проблемах крупнейшей в мире специализированной туристской организации корреспондент ТАСС попросил рассказать заведующего отделом пропаганды и информации БММТ М.Андреичева.
– В первый год своей работы (1958 год) мы смогли принять только 4 тысячи туристов, а теперь услугами бюро ежегодно пользуются более 5 миллионов человек. Прогресс немалый, но это ещё не предел. Социологические опросы показывают, что рынок туристских услуг для молодёжи в нашей стране далёк от насыщения. Пока, к сожалению, увеличение объёмов туризма тормозит слабая материальная база – у «Спутника» всего 5 гостиниц и 19 центров, в которых могут разместиться только 7 % наших туристов, других мы вынуждены располагать на арендованной базе. Правда, сейчас ситуация исправляется: на пятилетку было выделено 60 миллионов рублей капиталовложений, предусматривается построить гостиницы в Алма-Ате, Бухаре, Львове. Только вот вступил в строй действующих комплекс в Ворошиловграде, ведётся реконструкция ряда туристских центров. Но полностью это проблему не решит. Нужны новые, нестандартные решения, активное участие строительных министерств и ведомств в реализации планов «Спутника». Понятно, что такое сотрудничество взаимовыгодное. Но, к сожалению, нам не всегда идут навстречу. Так, например, Минстрой Латвийской ССР заморозил строительство гостиницы в Риге. – Какие новинки готовит бюро в 1988 году? Какие последние тенденции развития молодёжного туризма в СССР? – Юношей и девушек уже не удовлетворяют традиционные формы туризма. Наибольшей популярностью пользуется отдых активный, соединяющий туристскую программу с занятием спортом, походами. «Спутник» в нынешнем году будет развивать в первую очередь именно такие формы путешествий. Например, маршрут вдоль Байкала. Он начинается в Иркутске, одном из старейших и красивейших городов России. В течение дня туристы знакомятся с памятниками зодчества и музеями города, потом – поход вдоль берега озера по западному участку Кругобайкальской железной дороги. Это практически не работающая сейчас магистраль – своеобразный природный музей российской инженерной мысли. Туристы пройдут через десятки туннелей, галерей, мостов, виадуков, знакомясь не только с прекрасной природой, а и с техническими достижениями своих дедов. Сейчас разрабатывается программа подобных маршрутов в разных регионах страны. – Качественное обслуживание туристов невозможно без отлаженного экономичного механизма "индустрии отдыха", элементов соревновательности между туристскими центрами. Что делается в этой области? – Уже 13 наших подразделений переведены в порядке эксперимента на хозрасчёт. Их работа показывает, что и в туризме такая форма организации труда, наверное, наиболее эффективна. На хозрасчётные бюро практически не поступает жалоб, выше у них и экономические показатели. Мы решили этот опыт всячески развивать и поддерживать. Стратегическая линия развития «Спутника» сегодня – перенос как можно большего объёма работы в местные организации, которым даётся значительная хозяйственная самостоятельность. Так, ряд наших региональных бюро получает возможность договариваться про обмен группами и с зарубежными партнёрами. – Изменилась ли процедура оформления документов для зарубежной поездки? – Да, для поездок в социалистические страны сложное поэтапное оформление отменено. Теперь необходимо заполнить на предприятии только одну типовую анкету. Часто спрашивают, как регламентируется включение семейных пар в состав групп, которые выезжают за границу. Вопрос этот решается в каждом конкретном случае, но принципиальных препятствий тут нет. Дело в том, что наши партнёрские организации в социалистических странах далеко не всегда могут предоставить супругам отдельный номер, и это обусловлено в договорах. Поэтому семьи, которые выезжают по линии «Спутника», должны знать, что они не могут требовать себе отдельных комнат. Отвечу и на другой частный вопрос, предоставляет ли наше бюро помощь индивидуальным туристам. Нет, пока не предоставляет. Впрочем, индивидуальные услуги – тенденция, которая развивается в мировом туризме и не исключено, что со временем этот вопрос станет на повестке дня и в «Спутнике».
газета «Молодогвардеец» за 19 января 1988 года |