Антирелигиозный музей
В своей книге «Как вести антирелигиозную пропаганду» тов. Емельян Ярославский пишет: В Ленинграде существует великолепная мастерская, изготавливающая деревянные и гипсовые копии различного рода изображений и предметов религиозного культа, в частности, предметов исчезнувших культов каменного и бронзового веков. Эта мастерская изготавливает также модели, относящиеся к антирелигиозным лекциям по биологии, естествознанию и о происхождении человека. Устроенный мастерской музей показал, что он является великолепным пособием в деле серьёзного изучения культуры вообще и истории религии в частности. Такие музеи устроены в целом ряде городов и больших рабочих клубах, и они изо дня в день, незаметно воспитывают именно историческое понимание религии, а это чрезвычайно важно в том отношении, что даже самый отсталый человек приучается смотреть на религию, не как на извечно существующее и навсегда данное, а как на изменчивое проявление общественной культуры, социальной борьбы.
Эти строки тов. Ярославским посвящены художественно-репродукционным мастерским Главнауки РСФСР и социальному музею точных реподукций-слепков с предметов, сосредоточенных как в русских, так и в иностранных музейных хранилищах.
Составляемый Главнаукой музей состоит из трёх отделов: эволюции человека, истории культуры и истории религии. В музее 512 моделей. Там и кости мамонта, и витрины с орудиями каменного и бронзового веков, и современных дикарей, и т.д. В музее отображены зачатки религий, возникновение и развитие религиозных культов, характер первобытных культуры и труда, эволюция человека (по теории Дарвина) и т.д.
Этот музей является хорошей демонстрацией к тем положениям, которые выдвигаются в настоящий момент в противовес религии. Необходимо отметить, что репродукции изготовлены безукоризненно и не отличимы от оригиналов.
Главнаукой уже открыто по РСФСР 596 антирелигиозных музеев, на территории УССР – 62. Размещены они не только в Харькове, но даже в таких сравнительно небольших городах, как Глухов, Кременчуг и т.д.
Внесённое в настоящее время Главнаукой предложение, поддержанное правлением общества «Безбожник» УССР, об открытии подобного музея в г. Луганске, являющемся крупным промышленно-заводским центром, встретило самую энергичную поддержку в окружном агитпропе и культотделе ОСПС.
Мы можем надеяться, что борьба с предрассудками, основанными на некультурности и отсталости широких масс, у нас в Луганске, от общих теоретических положений перейдёт на почву реальную.
К. П.
газета «Луганская правда» за 25 октября 1928 года
В гостях у "богов"
В здании, где помещается городской театр, райком металлистов открыл антирелигиозный музей. Шумные спектакли оперетты доносят музыку и пение до дверей музея. Боги различных времён и народов, уютно расположившиеся в музее, чрезвычайно созвучны опереточным мотивам. Эти боги, перед которыми некогда преклонялись многие и многие, одураченные сейчас, выглядят весьма опереточно.
Вот Сехмет – богиня жгучего солнца, войны и разрушения. Вид у богини явно неприятный, и в то же время комичный. У богини жгучего солнца голова не человека, а животного.
Какой-то юный посетитель музея, взглянув на богиню Сехмет, теребит платье матери, недоумённо спрашивая:
– Мамочка, это корова такая?
– Нет, богиня...
Довольно искренне веселит картинка, изображающая вознесение Магомета на небо. Насколько были наивны верующие, которые верили в возможность осуществления полётов на небо столь примитивным способом. В богов сейчас не верят, в коньков-горбунков, способных вознести на небо – тем более. О ракете для полёта на Луну думают больше, и верят в возможность осуществления такого полёта.
В музее наиболее полно представлены египетский отдел, буддизм, шаманизм. Зато совсем скверно оборудованы христианский отдел, которого фактически в музее нет. Этот крупный пробел должен быть восполнен.
Тов. Сороколетов – заведующий музеем говорит:
– Посетители очень интересуются дарвинизмом, происхождением человека.
Заведующему музеем задаются десятки вопросов, связанных с происхождением человека.
После посещения музея, "сомневающиеся" уходят с полной уверенностью, что боги имели весьма слабое отношение к созданию жизни на земле, и отнюдь не виноваты в появлении человека.
Музей пользуется успехом. Бывают дни, когда число посетителей переваливает за 250 человек.
При музее четыре раза в неделю работает семинар по подготовке антирелигиозных работников.
Райком металлистов, несомненно, сделал хорошее дело, открыв музей, но было бы ещё целесообразнее сделать его музеем окружного значения, что, во-первых, дало бы больше материальных средств для пополнения музея новыми отделами, а, во-вторых, музей окружного значения осуществлял бы руководство антирелигиозными музеями, имеющимися в округе. Во всяком случае, передать музей в ведение окрполитпросвета с привлечением средств профессиональных союзов и заинтересованных организаций будет очень целесообразно.
Чем больше людей побывает "в гостях у богов", тем скорее рассеется вековой дурман религии.
П. Ахов
газета «Луганская правда» за 31 марта 1929 года